Консультация логопеда
Формирование правильного произношения звуков у детей
Процесс становления речи довольно сложный и длительный, в ходе него ребенок учится не только понимать обращенную к нему речь, но и самостоятельно воспроизводить необходимые звуки, объединять их в слоги и слова, добиваясь при этом того, чтобы его речь понимали окружающие.
В осуществление процесса становления речи включены центральная нервная система, а также слуховые и речевые органы. Помимо этого на процесс становления речи оказывают влияние различные наследственные факторы, условия жизни, воспитание и обучение ребенка. Однако далеко не всегда правильное произношение самостоятельно формируется у ребенка, а в таком случае ему просто необходима помощь логопеда.
Чаще всего у детей встречаются следующие нарушения произношения:
- пропуски, т. е. ребенок просто не произносит трудный звук;
- искажения - ребенок произносит звук, но несколько искажает его;
- замены и смешения - ребенок не различает похожие звуки и меняет их местами.
Как правило, подобные нарушения наблюдаются не со всеми звуками, а только с теми, произнесение которых требует достаточного развития мышц языка, его подъема и скоординированности движений всех речевых органов. Это шипящие звуки [ш], [ж], [ч], [щ]; свистящие звуки [с], [з] и их мягкие варианты, [ц]; сонорные звуки [л], [р] и их мягкие варианты. Значительно реже встречаются нарушения произношения звуков [к], [г], [х], [т], [д] и их мягких вариантов, [j]. Искажаясь, звуки могут произноситься сходно в близких фонетических группах: глухих и звонких (например, [с-з], [ш-ж]), твердых и мягких (например, [с-сь], [л-ль]), но могут наблюдаться и изолированные нарушения, особенно твердых или мягких звуков.
Существуют следующие этапы формирования звукопроизношения.
Подготовительный этап
Этот этап направлен на формирование у ребенка интереса к предстоящим занятиям, выработку необходимых точных и скоординированных движений его речевых органов с помощью артикуляционных и дыхательных упражнений, развитие навыков звукового анализа и контроля своего произношения, тренировку произвольного внимания и памяти.
Этап формирования начальных навыков
правильного произношения
Этот этап включает в себя постановку правильных звуков, их автоматизацию, т. е. закрепление правильного произношения в слогах, словах, предложениях, дифференциацию сходных по звучанию звуков, т. е. умение различать похожие звуки, отбирать их во время произнесения и не смешивать.
Постановка отдельного звука осуществляется с помощью необходимых способов и приемов. После того, как ребенок научиться произносить этот звук, можно переходить к процессу автоматизации, который заключается в том, что ребенок произносит доступный ему звук в специально подобранных слогах, словах, предложениях.
Необходимо помнить и о том, что автоматизация уже поставленных звуков должна проводиться при соблюдении определенных правил.
Правила автоматизации звуков
1. Последовательность автоматизации звуков должна определяться особенностями развития ребенка и темпами усвоения нового материала. Логопеды советуют автоматизировать поставленные звуки в обратных слогах, так как ребенку довольно легко в медленном темпе поставить свои органы речи в нужное для произнесения согласного звука положение или же быстро изменить их положение для произнесения последующего гласного.
2. Начинать постановку звуков лучше всего со свистящих: [с-сь], [з-зь], [ц], при этом можно также вести работу и над заднеязычными [к-г-х] и сонорными [л-ль], [р-рь].
Следует помнить о том, что нельзя одновременно вести работу по постановке свистящих и шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], так как многие дети с нарушениями звукопроизношения смешивают эти звуки между собой или взаимозаменяют.
- Нужный звук произносится длительно, причем в обратных слогах нужно протянуть и предшествующую ему гласную.
- При автоматизации поставленного звука в словах и предложениях не следует обращать пристального внимания на неправильное произношение других звуков. Например, произнося слово ШАР для закрепления звука [ш], нельзя попутно поправлять звук [р]. Если то же слово встречается при закреплении звука [р], не поправляется произношение звука [ш]. Ведь на начальном этапе обучения ребенку очень трудно следить за правильным произношением нескольких звуков одновременно.
- В том случае, если автоматизируемый звук находится в середине слова, то слоги, стоящие перед ним следует произносить отдельно. Такое произношение помогает ребенку сосредоточить свое внимание на автоматизируемом звуке.
- При автоматизации парных звонких согласных звуков не следует использовать слова, в которых они оглушаются, например, низкий [ниский], ложка [лошка], гладкий [глаткий], глаз [глас] и т. д.
- При автоматизации парных глухих согласных звуков исключаются слова, в которых они озвончаются, т. е. превращаются в парный звонкий согласный. Например, просьба [прозьба], сделать [зделать], вокзал [вагзал].
- Для того, чтобы не было различий между произнесением слов с автоматизируемым звуком и разговорной речью, безударная гласная [о] произносится в словах, как [а]. Например, корова [карова], очки [ачки], лето [лета].
Этап формирования коммуникативных навыков
Этот этап необходим для того, чтобы у ребенка выработался навык выбора и употребления поставленного звука в различных ситуациях. На этом этапе можно использовать различные тексты, стихотворения, диалоги, упражнения и речевые игры.