Консультация для родителей и воспитателей

Консультация логопеда

 

Формирование правильного произношения звуков у детей

 

Процесс становления речи довольно сложный и длительный, в ходе него ре­бенок учится не только понимать обращенную к нему речь, но и самостоятельно воспроизводить необходимые звуки, объединять их в слоги и слова, добиваясь при этом того, чтобы его речь понимали окружающие.

В осуществление процесса становления речи включены центральная нерв­ная система, а также слуховые и речевые органы. Помимо этого на процесс ста­новления речи оказывают влияние различные наследственные факторы, усло­вия жизни, воспитание и обучение ребенка. Однако далеко не всегда правильное произношение самостоятельно формируется у ребенка, а в таком случае ему просто необходима помощь логопеда.

Чаще всего у детей встречаются следующие нарушения произношения:

  1.  пропуски, т. е. ребенок просто не произносит трудный звук;
  2.  искажения - ребенок произносит звук, но несколько искажает его;
  3.  замены и смешения - ребенок не различает похожие звуки и меняет их местами.

Как правило, подобные нарушения наблюдаются не со всеми звуками, а толь­ко с теми, произнесение которых требует достаточного развития мышц языка, его подъема и скоординированности  движений всех речевых органов. Это шипя­щие звуки [ш], [ж], [ч], [щ]; свистящие звуки [с], [з] и их мягкие варианты, [ц]; сонорные звуки [л], [р] и их мягкие варианты. Значительно реже встречаются нарушения произношения звуков [к], [г], [х], [т], [д] и их мягких вариантов, [j]. Искажаясь, звуки могут произноситься сходно в близких фонети­ческих группах: глухих и звонких (напри­мер, [с-з], [ш-ж]), твердых и мягких (например, [с-сь], [л-ль]), но могут наблюдаться и изолированные нарушения, особенно твердых или мягких звуков.

Существуют следующие этапы формирования звукопроизношения.

 

Подготовительный этап

Этот этап направлен на формирование у ребенка интереса к предстоящим занятиям,  выработку необходимых точных и скоординированных движений его речевых органов с помощью артикуляционных и дыхательных упражнений, развитие на­выков звукового анализа и контроля своего произношения, тренировку произ­вольного внимания и памяти.

 

Этап формирования начальных навыков

правильного произношения

Этот этап включает в себя постановку правильных звуков, их автоматиза­цию, т. е. закрепление правильного произношения в слогах, словах, предложени­ях, дифференциацию сходных по звучанию звуков, т. е. умение различать похо­жие звуки, отбирать их во время произнесения и не смешивать.

 

Постановка отдельного звука осуществляется с помощью необходимых спо­собов и приемов. После того, как ребенок научиться произносить этот звук, мож­но переходить к процессу автоматизации, который заключается в том, что ребе­нок произносит доступный ему звук в специально подобранных слогах, словах, предложениях.

Необходимо помнить и о том, что автоматизация уже поставленных звуков должна проводиться при соблюдении определенных правил.

 

Подпись: В том случае, если ребенок уже умеет произносить отдельный звук, но не употреб¬ляет его в своей речи, коррекционную работу можно начинать, минуя этап поста¬новки, т. е. переходить к этапу автоматизации и диффе¬ренциации.Правила автоматизации звуков

1. Последовательность автоматизации звуков должна определяться особенностями развития ребенка и темпами усвоения нового материала. Логопеды советуют автоматизировать поставленные звуки в обратных сло­гах, так как ребенку довольно легко в медлен­ном темпе поставить свои органы речи в нуж­ное для  произнесения согласного звука положение или же быстро изменить их положение для произнесения последую­щего гласного.

2. Начинать постановку звуков лучше всего со свистящих: [с-сь], [з-зь], [ц], при этом можно также вести работу и над заднеязычными [к-г-х] и сонорными [л-ль], [р-рь].

Следует помнить о том, что нельзя одновременно вести работу по постановке свистящих и шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], так как многие дети с нарушения­ми звукопроизношения смешивают эти звуки между собой или взаимозаменяют.

  1. Нужный звук произносится длительно, причем в обратных слогах нужно протянуть и предшествующую ему гласную.
  2. При автоматизации поставленного звука в словах и предложениях не сле­дует обращать пристального внимания на неправильное произношение других звуков. Например, произнося слово ШАР для закрепления звука [ш], нельзя по­путно поправлять звук [р]. Если то же слово встречается при закреплении звука [р], не поправляется произношение звука [ш]. Ведь на начальном этапе обучения ребенку очень трудно следить за правильным произношением нескольких зву­ков одновременно.
  3. В том случае, если автоматизируемый звук находится в середине слова, то слоги, стоящие перед ним следует произносить отдельно. Такое произношение помогает ребенку сосредоточить свое внимание на автоматизируемом звуке.
  4. При автоматизации парных звонких согласных звуков не следует исполь­зовать слова, в которых они оглушаются, например, низкий [ниский], ложка [лошка], гладкий [глаткий], глаз [глас] и т. д.
  5. При автоматизации парных глухих согласных звуков исключаются слова, в которых они озвончаются, т. е. превращаются в парный звонкий согласный. На­пример, просьба [прозьба], сделать [зделать], вокзал [вагзал].
  6. Для того, чтобы не было различий между произнесением слов с автомати­зируемым звуком и разговорной речью, безударная гласная [о] произносится в словах, как [а]. Например, корова [карова], очки [ачки], лето [лета].

 

Этап формирования коммуникативных навыков

Этот этап необходим для того, чтобы у ребенка выработался навык выбора и употребления поставленного звука в различных ситуациях. На этом этапе можно использовать различные тексты, стихотворения, диалоги, упражнения и рече­вые игры.