Семья и семейные ценности

ЗАКОНЫ СЕМЬИ

 

Закон семьи 1.

 

   Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.

   Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психики, дает широкий простор для проявления чувств ребенка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

Закон семьи 2.

 

     Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты.

   Иногда родители прибегают ко лжи в самых различных обстоятельствах жизни, считая это спасением во многих жизненных обстоятельствах, например, уход отца из семьи или смерть близкого человека. Раскрывшаяся ложь может разрушить привычный уклад жизни, которую так старались сохранить ложью. Всякую фальшь, обман ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой, а, подметив, впадает в смущение и подозрительность. Если ребенку нельзя сообщить что-то, то следует честно и прямо отказать в ответе или провести определенную границу в осведомлении, чем выдумывать вздор, а потом быть разоблаченным детской проницательностью.

Закон семьи 3.

 

   Ребенок должен иметь право на разъяснение и  рассуждение.

  Говоря о воздействии словом, В.А.Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску.

   Во-первых, чтобы слово воспитывала, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие.

   Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей».

   В-третьих, необходимо определить, какого практического результата мы хотим добиться в ходе беседы.

   И содержание, и тон, и место, и время разговора — все важно. Словом мы  убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации.

   Мастерство отца и матери заключается в том, чтобы разговор с ребенком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний и  побудил его к активной деятельности по воспитанию самого себя.

Закон семьи 4.

 

   Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.

   Крайней мерой воздействия В.А.Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

 

Закон семьи 5.

 

   Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя». Очень важным методом в воспитании В.А.Сухомлинский считал запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребенка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний — тончайшая филигранная работа «садовода» - воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Таким образом, потворство родителей действует очень вредно.

 

 

Закон семьи 6.

 

   Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.

   В связи с каким либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными переживаниями. Чувства не навязываются, а пробуждаются. Пробудить эти чувства можно лишь искренними переживаниями.

 

Закон семьи 7.

 

   Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею. Ребенок должен видеть, что все члены семьи заняты созидательным трудом, что праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд — это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

 

Закон семьи 8.

 

Закон культивирования

в семье положительных привычек. Можно много раз говорить своему ребенку о том, что нельзя много есть и при этом на его глазах съедать огромное количество еды. Можно говорить о вреде курения и самому взрослому курить не переставая. Такие примеры модель для подражания и активно-го использования в жизни.

    Необходимо исклю-чение так называемых дополнительных раз-дражителей из жизни ребенка: чрезмерной роскоши, ужасающей нищеты, чрезмерных лакомств,  беспоря-дочной еды, табака, алкоголя.

 

Закон семьи 9.

 

   Создание условий для общения ребенка с

нравственными людьми. Для того чтобы ребенок вырос нравственно здоровым, его необходимо максимально оградить от контакта с безнравственными людьми.

    Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребенка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел - значит освоил. Только к 7-и годам ребенок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребенка, желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного

поведения.

 

Закон семьи 10.

 

    Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.

   Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений. Ив связи с этим родители должны: остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребенку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками; контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей; создавать нравственные традиции и обычаи, которые могут показать истинную красоту взаимоотношений взрослых любящих людей.