РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

      Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

      Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

     В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

     Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!

      Предлагаю Вашему вниманию игры, которые вы можете  использовать, отдыхая с ребёнком на даче, на пляже или в парке. Всегда можно совместить «приятное с полезным»: попросите повторить за вами слова или предложения со звуками, которые ваш ребёнок научился произносить правильно. И тогда приобретенный навык не потеряется за время летних каникул, а минуты, которые вы провели вместе, играя, запомнятся и вам и вашему ребёнку.

       Игра «Слоговые дорожки».

Цель игры:

1. Автоматизация звука в слогах различной слоговой структуры (СГ, ГС, ГСГ);

2. Развитие мелкой моторики.

Оборудование: песочница.

Ход игры: взрослый  и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок рисует на песке круги пальчиком, проговаривая заданные слоги или слова.

      Игра «Шишка».

Цель игры: 1. Автоматизация звука в слогах, словах;

2. Развитие мелкой моторики.

Оборудование: шишка (или шарик от пинг-понга, мячик).

Ход игры:  взрослый и ребёнок сидят на скамейке.  Ребёнок произносит слоги или слова, перекладывая из руки в руку шишку или мячик.

     Игра «Заборчик».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

2.Развитие мелкой моторики;

3.Развитие графических навыков.

Оборудование: цветные мелки.

Ход игры:  Ребёнок рисует на асфальте вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов или слов.

      Игра «Счеты»

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

2.Развитие мелкой моторики;

3.Развитие тактильного восприятия.

Оборудование: камешки.

Ход игры:  взрослый и ребёнок сидят на скамейке за столом. Ребёнок повторяет за взрослым слова и одновременно перекладывает камешки слева - направо.

    Игра «Дорожки».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

                    2.Развитие мелкой моторики;

                    3.Развитие графических навыков.

Оборудование: песочница.

Ход игры:  взрослый и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок рисует на песке поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным проговариванием слов.

     Игра «Горка».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

                    2.Развитие фонематического анализа;

                    3.Развитие мелкой моторики;

                    4.Развитие тактильного восприятия.

Оборудование: песочница.

Ход игры: взрослый  и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок выбирает из лежащих или наполовину закопанными в песке игрушек игрушку с заданным звуком и, набрав песок в ладошку, засыпает её, произнося название игрушки.

      Игра «Художник».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

                    2.Развитие зрительно-моторной координации;

                    3.Развитие графических навыков.

Оборудование: цветные мелки.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку заштриховать нарисованные на асфальте фигуры в заданном направлении. Ребёнок заштриховывает фигуру, повторяя за взрослым слова.

      Игра «Бусы».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах или словах;

                    2.Развитие мелкой моторики.

Оборудование: бусы.

Ход игры:  взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок перебирает крупные бусины, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

      Игра «Волшебная веревочка».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в предложениях, чистоговорках;

                    2.Развитие мелкой моторики.

Оборудование: верёвочка или ленточка.

Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок наматывает верёвочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

      Игра «Улиточка».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в предложениях;

                    2. Развитие мелкой моторики;

                    3.Развитие зрительной координации.

Оборудование: рисунок улитки.

Ход игры:  взрослый и ребёнок сидят на скамейке за столом. Ребёнок проговаривает предложения, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.

      Игра «Лабиринт».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в предложениях, чистоговорках;

                    2. Развитие мелкой моторики;

                    3.Развитие зрительной координации.

Оборудование: нарисованный на асфальте лабиринт, цветные мелки.

Ход игры:  По нарисованному лабиринту ребёнок проводит дорожку мелом, проговаривая предложения, чистоговорки.

Консультацию подготовила учитель-логопед Бокушева Б.А.