Консультация для родителей
«Развитие произносительной стороны
речи младших дошкольников»
Зеленина Лилия Николаевна
Учитель-логопед первой категории
Вашему ребёнку пошёл третий год. И вы начинаете замечать, как меняются его отношения с окружающими. Всё чаще и чаще в его речи появляются фразы: «Я сам!», «Я хочу».
Ваш малыш начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Возрастает понимание ребёнком речи. Он понимает, когда говорят не только о том, что свершилось в его присутствии сиюминутно, но и о том, что должно произойти.
В речи ребёнка третьего года жизни есть почти все части речи, он способен узнавать и называть знакомые предметы, строить фразы. Несмотря на все достижения в развитии речи, дети ещё недостаточно отчётливо и правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Развитие понимания речи явно опережает произносительные возможности ребёнка. Происходит это потому, что ещё недостаточна подвижность его артикуляционного аппарата (движений мышц языка, губ, нижней челюсти), и эти затруднения тормозят усвоение многих звуков.
Ребёнок заменяет «трудные» звуки более «лёгкими» для произношения: Р на Л (рыба – лыба), шипящие и твёрдые свистящие – мягкими свистящими звуками (шуба – сюба, жук – зюк, санки – сянки), нередко встречается общая смягчённость речи. Ошибки и замена произношения звуков очень разнообразны. Однако уже в этом возрасте дети способны правильно и чётко произносить следующие звуки:
гласные – А, У, И, О
согласные – М, П, Б, Т, Д, В, Ф, К, Г, Х
Помимо названных ошибок, дети испытывают затруднения при произнесении так называемых многосложных слов, то есть слов, включающих в свою структуру более двух слогов. Дети не всегда могут воспроизводить правильно слоговую структуру слова, они начинают укорачивать слова, переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки (автобус – атобус, фасоль – сафоль, немножко – мненожко).
Голосовой аппарат ребёнка третьего года тоже ещё недостаточно окреп. Дети часто говорят тихо, либо же, наоборот, не умеют говорить шёпотом. Речевой выдох ребёнка укорочен. Тем не менее, большинство детей уже неплохо вслед за взрослым воспроизводят различные интонации и верно пользуются ими в своей речи. Склонность ребёнка к подражанию является благоприятным фактором для развития его активной речи. Повторяя вслед за взрослыми слова и фразы, малыш укрепляет свой артикуляционный аппарат.
Все перечисленные нарушения и недостатки речи ребёнка относят к так называемым физиологическим нарушениям речи, которые являются нормальным возрастным этапом становления речи.
Однако наряду с этими нарушениями на данном этапе у ребёнка может наблюдаться неправильное формирование отдельных звуков, а иногда даже полное отсутствие речи. В этом случае вам надо обязательно обратиться к специалисту – логопеду, чтобы получить рекомендации, а при необходимости начать лечение. В каких случаях вам нужно получить консультацию у логопеда?
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
- Если в возрасте 2-х лет ваш малыш всё ещё не начал говорить.
- Во время речи вы видите, как у ребёнка между зубами высовывается кончик языка, или раздуваются щёки, а речь при этом носит «хлюпающий» оттенок.
- Когда ребёнок говорит, его голос звучит с носовым оттенком, то есть ребёнок «гнусавит».
- Ваш ребёнок заикается.
Упражнения по развитию подвижности
артикуляционной моторики
Занятия по развитию подвижности артикуляционной моторики у детей третьего года жизни должны носить чисто подражательный характер. Предложите малышу немного поиграть: вы будете ему показывать движения, а он будет за вами повторять.
ВОЛК. Попросите малыша показать, как воет волк - вытянуть губы вперёд и произнести звук: «У-у-у...». Если ребёнок не может вытянуть губы, его следует научить дуть в трубочку (начиная с трубочки большого размера, а затем постепенно уменьшая).
КОТЁНОК. Попросите ребёнка «полакать», как котёнок – быстро выбрасывая и втягивая язык.
ПУЗЫРЁК (надуть и лопнуть). Научите малыша надувать щёки (надуть шарик) и резко «разрывать» смычку губ (с силой отпустить воздух – шарик лопнул).
ЛОШАДКА. Прищёлкивая языком, поцокать, как лошадка (подготовка к артикуляции звука «Р»).
ЗАКРОЕМ – ОТКРОЕМ ДОМИК. Научите малыша смыкать и размыкать обнажённые в улыбке зубы (подготовительные упражнения для артикуляции звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ ).
Чтобы малышу было интереснее выполнять все эти упражнения, можно показывать картинки, придумать сказку.
Упражнения в произношении различных звуков
Наверное, все без исключения взрослые помнят, как их бабушки, мамы, папы пели им простые песенки и потешки:
Ай, ду-ду, ду-ду-ду-ду!
Сидит ворон на дубу...
Ай, качи-качи-качи,
Глянь – баранки, калачи...
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Своеобразным «обучением» являются речевые игры – подражание голосам животных, тем самым родители побуждают ребёнка к речи.
Потешки, песенки, прибаутки незаменимы для восприятия и усвоения музыки родного языка. Это та своеобразная игра со звуками, словами, посредством которой ребёнок учится тонкостям родного языка.
Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребёнка. Взрослые учат ребёнка на примере своей речи, активно побуждая его к подражанию. Если в семье нет этого своеобразного обучения, то развитие речи ребёнка может задерживаться. Особенно это касается тех детей, которые в связи со своими индивидуальными особенностями нуждаются в активной помощи взрослых в развитии речи.
Голосо-дыхательные упражнения
Упражнения по обучению малыша дыхательному управляемому ротовому неречевому выдоху являются подготовительным этапом для формирования у него шипящих и свистящих звуков.
Существует много игр по развитию дыхания. Надеемся, что предлагаемые упражнения понравятся вашему ребёнку:
1.Научите малыша дуть на одуванчик, ватку, пушинку, мелкие бумажки. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд.
2.Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу (например, кораблики). Вы можете устроить парусные гонки, сравнивая, кто сильнее дунул, чей кораблик дальше уплыл.
3.Нравится малышам игра с пусканием мыльных пузырей, поддуванием лёгких шариков (из пенопласта) по желобу, дутьё в бутылочку.
4.Не пренебрегайте игрой на музыкальных инструментах. Годятся дудки, губная гармошка, флейта. Можно играть в целый духовой оркестр, где у малыша, мамы и папы будут свои инструменты. Шумно? Зато как интересно!
5.А ещё можно устроить соревнование с папой – по скорости надувания воздушных шаров или задувания свечек.
Наряду с играми по развитию дыхания необходимо учить малыша пользоваться голосом и интонацией. Для этого можно использовать такие упражнения:
Пропевать различные гласные звуки. Возьмите в руки длинную верёвочку и спрячьте её в кулаке. Предложите малышу ухватиться за кончик верёвочки и начать тянуть непрерывно гласный звук (А, О, У, И, Э), разматывая при этом верёвку. Она может оказаться длинной или короткой в зависимости от речевого выдоха ребёнка.
Кроме пропевания одного гласного звука, можно произносить и их сочетания. Попросите малыша представить, что вы пришли в лес. Возьмите его за руки т водите хоровод, приговаривая:
Мы в лесок пойдём,
Мы грибок найдём,
Папу громко позовём:
Ау! Ау! Ау!
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается:
Ау! Ау! Ау!
Далее можно называть имена детей, членов семьи.