Консультаци для родителей

Консультация логопеда

 

Нарушения  произношения звуков у детей

 

Выявление патологии речи

Неточность движений артикуляционных органов и недостаточность выработанных умений различать звуки речи на слух препятствуют правильному произношению. Такие явления проходящие. Они составляют естественный этап в формировании речи, в отличие от патологических нарушений, которые характеризуются наличием стойких речевых недостатков, не исчезающих с возрастом или уменьшающихся незначительно, если с ними не бороться.

Чтобы своевременно справиться с этими отклонениями, родителям следует знать некоторые особенности речевого развития детей. Это позволит им предъявлять посильные требования к ре­бёнку и избавит от необоснованной тревоги в случаях кажущегося речевого отставания.

 

Возрастные отклонения

При нормальном речевом воспитании к трём годам малыш усваивает почти все звуки языка, последними на четвёртом-пятом году жизни появ­ляются звуки Ш, Ж, Ч, Щ и Р, Рь. Усиливается и речевая активность ребён­ка, начинается возраст «почемучек», запас слов быстро нарастает.

Наиболее распространёнными являются следующие:

замены Р зву­ками Л, Ль, Й (рама - «лама», «ляма», «яма»);

нечёткое произношение зву­ков С, 3, Ц;

замены Ш, Ж, Ч, Щ мягкими Сь, Зь; шапка - «сяпка», чай - «сяй», жар -«зял»;

замена С, Ц звуком Т, а 3-Д: сок - «ток», заяц - «даит»;

Л заменяется звуками Ль, Й или, наоборот, Й-Ль: лак - «ляк», «як», яма - «ляма»;

оглушение звонких согласных: зуб - «суп», дубы - «тупи»;

смягче­ние согласных и замена мягких твёрдыми: сумка - «сюмка», дядя - «дада».

Кроме того, речь малышей характеризуется недостаточной сформированностью звукослоговой структуры: спасибо - «сиба», «сяба»; стул - «туль»; молоток - «мотёк», «мотылёк».

Отмечаются несовершенства и фразовой речи, особенно при согласовании, использовании падежей: «один колёс», «стулы», «окнов»; отсутствие или неправильное употребление предлогов.

К пяти годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, упот­реблять слова в разных грамматических формах, выражать свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями.

Однако нередки случаи, когда встречаются искажения, замены и сме­шения звуков даже и у более старших детей.

Длительное неправильное произношение приводит к тому, что двига­тельные артикуляционные навыки закрепляются, а слуховое восприятие звуков искажается. Ребёнок произносит звук неправильно, но этого не осознаёт. Звук-заменитель занимает прочное место в разговорной речи. Слух больше не помогает ребёнку сформировать нормальное произноше­ние. У него появляются стойкие дефекты речи.

 

Патологические недостатки

К стойким дефектам речи относятся:

- межзубные и боковые С, Сь, 3, Зь, Ц; Ш, Ж, Ч, Щ - при их произношении

-конец языка высовывается между зубами или поворачивается набок;

- нижние или щёчные Ш, Ж, Ч, Щ, ко­гда надуваются щёки;

- проторные Р, Рь или горловые - вибрирует не кон­чик языка, а мягкое нёбо или маленький язычок;

- Л полумягкий и двугубный, замена его на У, В, Ы;

- боковые Ть, Дь, Гь, Кь, Хь;

- отсутствие К, Кь, Г, Гь или их замена звуками Т, Ть, Д, Дь.

Родителям следует знать, что такие недостатки произношения сами по себе не исчезают. И чем раньше взрослые обратят на них внимание, тем меньше времени потребуется на избавление от них.

Ко второй группе стойких дефектов речи относятся:

- замены и смеше­ния оппозиционных звуков, особенно искажённых: С-Ш, С-Ц, 3-Ж, Р-Л, Р-Ль, Р-Й, Ль-Й, К-Т, Г-Д;

- нарушение мягкости: тётя - «тота»; оглушение звуков: жук - «сук» и др.

Все эти нарушения сопровождаются недоразвитием фонематическо­го слуха и приводят к стойким искажениям звукослоговой структуры сло­ва (пропуски, перестановки, вставки звуков и слогов, сокращение слов): аквариум - «акрям», кровать - «квалять».

Если смешения и замены не устраняются до поступления в школу, то они создают большие трудности при обучении и приводят к дисграфии: ребёнок как говорит, так и пишет, к тому же добавляются новые ошибки.

Примеры: У Маши кукла. - «Умси кикла».

Дети играют во дворе. - «Тете плаката ватари».

 

Такой ребёнок с трудом овладевает чтением, у него ограничен словар­ный запас, наблюдается неправильное употребление грамматических форм рода, числа, падежа, согласования и др. Всё это неизбежно затрудня­ет усвоение школьной программы, так как дети-дисграфики оказываются недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщениям.

Переписывание одного и того же текста несколько раз по заданию учителя ни в коей мере не способствует исправлению ошибок, так как они связаны не только с недостатками произношения, но и с нарушением слухового восприятия отдельных звуков речи и способности к анализу и синтезу слов. Ребёнка с дисграфией следует направить к логопеду.

         Причины речевых нарушений

1.Недостаточное речевое окружение в раннем детстве: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребёнок пользовался ею, связывал её с выполнением тех или иных действий в игре.

2.Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье - копирование детской речи: ребёнок подражает тому, что слышит.

  1. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искажённого звука: Р гор­лового, боковых шипящих и других дефектов.
  2. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполооб­разное нёбо и др.
  3. Длительное пользование соской - способствует межзубному произ­ношению свистящих, шипящих и других звуков речи.
  4. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда - отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, на­блюдать, подражать.
  5. Если у ребёнка лепетная речь в три-четыре года (его даже мать не всегда понимает), если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребёнок часто болеет, ослаблен, с трудом об­щается со сверстниками, родителям необходимо обратиться за кон­сультацией к врачу.

Эти причины могут быть обусловлены разными факторами. Вот не­которые из них:

а) болезни, перенесённые родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулёз, нервные заболевания);

б) родовые травмы;

в) инфекционные заболевания в раннем детстве

_______________________________________________________________Медико-педагогические мероприятия с такими детьми направлены на оздоровление их нервной системы и всего организма в целом, на корригирование общей и речевой моторики. Восстановление речи предпола­гает длительные занятия с логопедом.

 

Несколько слов о наследственности.

Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не явля­ется врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анато­мические недостатки, например неправильное строение зубов или ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами-специа­листами и специальным обучением.

 

Необходимость преодоления несовершенства детской речи

1. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения. Если ребёнок к четырём годам по каким-то причинам не усвоил речь, то процесс обучения будет происходить с гораздо большим трудом, дольше и без того успеха, который достигается в обычные сроки.

2. Задержка в речевом развитии тяжело сказывается на памяти, работоспособности.

  1.  Речевые расстройства порождают своеобразные изменения в харак­тере ребёнка: замкнутость, робость, стеснительность, снижение речевой активности, маскирующие или облегчающие речь уловки.
  2.  Неудачные попытки преодолеть свои затруднения при общении или замаскировать их могут вызвать чувство собственной неполноценно­сти, депрессивные состояния, негативизм; порождают чувства обиды, до­сады, иногда озлобленность и раздражение.

Учёными доказано, что чувство ущемлённости от сознания своего дефекта речи встречается и у дошкольников. Но оно не зависит от тяжести нарушения речи, а связано с теми социальными условиями, в которых растёт ребёнок и, конечно, с типом его высшей нервной дея­тельности.

5. У детей с расстройствами речи часто наблюдается нарушение не только речевой моторики - парезы языка, губ (неполные параличи), но и общей: дискоординация, неточность и слабость движений, их замедленность или, наоборот, двигательная расторможенность.

6. Всё это, в свою очередь, порождает особенности поведения детей в играх и общеобразовательных занятиях: нередко они теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны; они чаще выступают зрителями или берут на себя в игре подчинённые роли.

Но бывает и наоборот, когда у плохо говорящих детей отмечается неоправданно смелая фантазия, некритичность к своему поведению, дви­гательное беспокойство, суетливость, речевая утомляемость, что затруд­няет включение в коллективную игру.

  1. У некоторых детей действия с игрушками не носят развёрнутого игрового характера, не имеют смысла и целенаправленности (например, ре­бёнок берёт куклу, снимает с неё платье и бросает, долго смотрит на куклу, потом и её оставляет).
  2. Не устранённые в детском возрасте замены и смешения, как уже указывалось ранее, отрицательно влияют на письмо и чтение. Отставая в учении и теряя интерес к нему, такие школьники нередко переходят в ка­тегорию нарушителей дисциплины.
  3.  

 

 Звуки, исправленные только в старшем школьном возрасте, с тру­дом вводятся в самостоятельную речь. Дети, даже став взрослыми, научи­вшись правильному произношению, продолжают произносить прежние, искажённые, но более привычные для них звуки.

 

Таким образом, можно сделать выводы: речевые расстройства отрицательно влияют на воспи­тание психических функций, в том числе на умствен­ное развитие и на формирование характера ребёнка.

 

Предупреждение недостатков речи

Что же способствует правильному речевому воспитанию?

  1. Прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окру­жающих. С малышом нельзя говорить в обычном темпе, так как вслед­ствие недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не всё успеет услышать и понять.
  2. Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного по­вторения трудных слов малыш с удовольствием повторяет их за мамой, делать это он должен добровольно. Излишняя требовательность раз­дражает, обижает ребёнка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчали­вость, даже отвращение к речи.
  3. Не следует раздражаться детской «болтовнёй», малыш тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать.
  4. Не рекомендуется перегружать ребёнка - учить буквы, обучать чте­нию в трёх-четырёхлетнем возрасте без его желания; результат часто бы­вает обратный желаемому.

Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наи­более благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребёнка.

  1. При раннем речевом развитии не следует принуждать малыша к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями - это может привести к заиканию.
  2. При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребёнком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.
  3. Вредно излишне возбуждать фантазию и чувства ребёнка частыми и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже по­явлению заикания.
  4. Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а так­же зрения, обоняния и осязания.

Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю.

Логопедические игры. М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2010.