Консультация логопеда
Нарушения произношения звуков у детей
Выявление патологии речи
Неточность движений артикуляционных органов и недостаточность выработанных умений различать звуки речи на слух препятствуют правильному произношению. Такие явления проходящие. Они составляют естественный этап в формировании речи, в отличие от патологических нарушений, которые характеризуются наличием стойких речевых недостатков, не исчезающих с возрастом или уменьшающихся незначительно, если с ними не бороться.
Чтобы своевременно справиться с этими отклонениями, родителям следует знать некоторые особенности речевого развития детей. Это позволит им предъявлять посильные требования к ребёнку и избавит от необоснованной тревоги в случаях кажущегося речевого отставания.
Возрастные отклонения
При нормальном речевом воспитании к трём годам малыш усваивает почти все звуки языка, последними на четвёртом-пятом году жизни появляются звуки Ш, Ж, Ч, Щ и Р, Рь. Усиливается и речевая активность ребёнка, начинается возраст «почемучек», запас слов быстро нарастает.
Наиболее распространёнными являются следующие:
замены Р звуками Л, Ль, Й (рама - «лама», «ляма», «яма»);
нечёткое произношение звуков С, 3, Ц;
замены Ш, Ж, Ч, Щ мягкими Сь, Зь; шапка - «сяпка», чай - «сяй», жар -«зял»;
замена С, Ц звуком Т, а 3-Д: сок - «ток», заяц - «даит»;
Л заменяется звуками Ль, Й или, наоборот, Й-Ль: лак - «ляк», «як», яма - «ляма»;
оглушение звонких согласных: зуб - «суп», дубы - «тупи»;
смягчение согласных и замена мягких твёрдыми: сумка - «сюмка», дядя - «дада».
Кроме того, речь малышей характеризуется недостаточной сформированностью звукослоговой структуры: спасибо - «сиба», «сяба»; стул - «туль»; молоток - «мотёк», «мотылёк».
Отмечаются несовершенства и фразовой речи, особенно при согласовании, использовании падежей: «один колёс», «стулы», «окнов»; отсутствие или неправильное употребление предлогов.
К пяти годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, употреблять слова в разных грамматических формах, выражать свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями.
Однако нередки случаи, когда встречаются искажения, замены и смешения звуков даже и у более старших детей.
Длительное неправильное произношение приводит к тому, что двигательные артикуляционные навыки закрепляются, а слуховое восприятие звуков искажается. Ребёнок произносит звук неправильно, но этого не осознаёт. Звук-заменитель занимает прочное место в разговорной речи. Слух больше не помогает ребёнку сформировать нормальное произношение. У него появляются стойкие дефекты речи.
Патологические недостатки
К стойким дефектам речи относятся:
- межзубные и боковые С, Сь, 3, Зь, Ц; Ш, Ж, Ч, Щ - при их произношении
-конец языка высовывается между зубами или поворачивается набок;
- нижние или щёчные Ш, Ж, Ч, Щ, когда надуваются щёки;
- проторные Р, Рь или горловые - вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или маленький язычок;
- Л полумягкий и двугубный, замена его на У, В, Ы;
- боковые Ть, Дь, Гь, Кь, Хь;
- отсутствие К, Кь, Г, Гь или их замена звуками Т, Ть, Д, Дь.
Родителям следует знать, что такие недостатки произношения сами по себе не исчезают. И чем раньше взрослые обратят на них внимание, тем меньше времени потребуется на избавление от них.
Ко второй группе стойких дефектов речи относятся:
- замены и смешения оппозиционных звуков, особенно искажённых: С-Ш, С-Ц, 3-Ж, Р-Л, Р-Ль, Р-Й, Ль-Й, К-Т, Г-Д;
- нарушение мягкости: тётя - «тота»; оглушение звуков: жук - «сук» и др.
Все эти нарушения сопровождаются недоразвитием фонематического слуха и приводят к стойким искажениям звукослоговой структуры слова (пропуски, перестановки, вставки звуков и слогов, сокращение слов): аквариум - «акрям», кровать - «квалять».
Если смешения и замены не устраняются до поступления в школу, то они создают большие трудности при обучении и приводят к дисграфии: ребёнок как говорит, так и пишет, к тому же добавляются новые ошибки.
Примеры: У Маши кукла. - «Умси кикла».
Дети играют во дворе. - «Тете плаката ватари».
Такой ребёнок с трудом овладевает чтением, у него ограничен словарный запас, наблюдается неправильное употребление грамматических форм рода, числа, падежа, согласования и др. Всё это неизбежно затрудняет усвоение школьной программы, так как дети-дисграфики оказываются недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщениям.
Переписывание одного и того же текста несколько раз по заданию учителя ни в коей мере не способствует исправлению ошибок, так как они связаны не только с недостатками произношения, но и с нарушением слухового восприятия отдельных звуков речи и способности к анализу и синтезу слов. Ребёнка с дисграфией следует направить к логопеду.
Причины речевых нарушений
1.Недостаточное речевое окружение в раннем детстве: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребёнок пользовался ею, связывал её с выполнением тех или иных действий в игре.
2.Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье - копирование детской речи: ребёнок подражает тому, что слышит.
- Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искажённого звука: Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.
- Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное нёбо и др.
- Длительное пользование соской - способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.
- Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда - отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.
- Если у ребёнка лепетная речь в три-четыре года (его даже мать не всегда понимает), если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребёнок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться за консультацией к врачу.
Эти причины могут быть обусловлены разными факторами. Вот некоторые из них:
а) болезни, перенесённые родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулёз, нервные заболевания);
б) родовые травмы;
в) инфекционные заболевания в раннем детстве
_______________________________________________________________Медико-педагогические мероприятия с такими детьми направлены на оздоровление их нервной системы и всего организма в целом, на корригирование общей и речевой моторики. Восстановление речи предполагает длительные занятия с логопедом.
Несколько слов о наследственности.
Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анатомические недостатки, например неправильное строение зубов или ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами-специалистами и специальным обучением.
Необходимость преодоления несовершенства детской речи
1. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения. Если ребёнок к четырём годам по каким-то причинам не усвоил речь, то процесс обучения будет происходить с гораздо большим трудом, дольше и без того успеха, который достигается в обычные сроки.
2. Задержка в речевом развитии тяжело сказывается на памяти, работоспособности.
- Речевые расстройства порождают своеобразные изменения в характере ребёнка: замкнутость, робость, стеснительность, снижение речевой активности, маскирующие или облегчающие речь уловки.
- Неудачные попытки преодолеть свои затруднения при общении или замаскировать их могут вызвать чувство собственной неполноценности, депрессивные состояния, негативизм; порождают чувства обиды, досады, иногда озлобленность и раздражение.
Учёными доказано, что чувство ущемлённости от сознания своего дефекта речи встречается и у дошкольников. Но оно не зависит от тяжести нарушения речи, а связано с теми социальными условиями, в которых растёт ребёнок и, конечно, с типом его высшей нервной деятельности.
5. У детей с расстройствами речи часто наблюдается нарушение не только речевой моторики - парезы языка, губ (неполные параличи), но и общей: дискоординация, неточность и слабость движений, их замедленность или, наоборот, двигательная расторможенность.
6. Всё это, в свою очередь, порождает особенности поведения детей в играх и общеобразовательных занятиях: нередко они теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны; они чаще выступают зрителями или берут на себя в игре подчинённые роли.
Но бывает и наоборот, когда у плохо говорящих детей отмечается неоправданно смелая фантазия, некритичность к своему поведению, двигательное беспокойство, суетливость, речевая утомляемость, что затрудняет включение в коллективную игру.
- У некоторых детей действия с игрушками не носят развёрнутого игрового характера, не имеют смысла и целенаправленности (например, ребёнок берёт куклу, снимает с неё платье и бросает, долго смотрит на куклу, потом и её оставляет).
- Не устранённые в детском возрасте замены и смешения, как уже указывалось ранее, отрицательно влияют на письмо и чтение. Отставая в учении и теряя интерес к нему, такие школьники нередко переходят в категорию нарушителей дисциплины.
|
Звуки, исправленные только в старшем школьном возрасте, с трудом вводятся в самостоятельную речь. Дети, даже став взрослыми, научившись правильному произношению, продолжают произносить прежние, искажённые, но более привычные для них звуки.
Таким образом, можно сделать выводы: речевые расстройства отрицательно влияют на воспитание психических функций, в том числе на умственное развитие и на формирование характера ребёнка.
Предупреждение недостатков речи
Что же способствует правильному речевому воспитанию?
- Прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих. С малышом нельзя говорить в обычном темпе, так как вследствие недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не всё успеет услышать и понять.
- Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов малыш с удовольствием повторяет их за мамой, делать это он должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребёнка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчаливость, даже отвращение к речи.
- Не следует раздражаться детской «болтовнёй», малыш тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать.
- Не рекомендуется перегружать ребёнка - учить буквы, обучать чтению в трёх-четырёхлетнем возрасте без его желания; результат часто бывает обратный желаемому.
Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребёнка.
- При раннем речевом развитии не следует принуждать малыша к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями - это может привести к заиканию.
- При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребёнком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.
- Вредно излишне возбуждать фантазию и чувства ребёнка частыми и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.
- Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.
Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю.
Логопедические игры. М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2010.