Рекомендации для педагогов

Развлечение для детей старшей и средней групп по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Светофорик»

Задачи образовательные:

  • Уточнить и закрепить знания детей о светофоре и значении дорожных знаков на дорогах;
  • Расширять представления детей о работе ГИБДД;

развивающие:

  • Развивать интерес к изучению ПДД, подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;
  • Обогащать и активизировать словарь детей по теме;

воспитательные:

  • Воспитывать навыки культурного поведения на улице и в общественном транспорте.
  • Привлечь родителей к воспитанию у детей правильного поведения на дорогах.

Действующие лица:инспектор ДПС, мальчик Максим.

Оборудование: светофор, пешеходный переход, дорожные знаки, цветные кегли, цветные кольца, сладости, ростовая кукла Тигренок.

Место проведения: участок  МДОУ.

Ход развлечения:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы  узнали, кто пришел к нам в гости? (ответы детей)

Инспектор: Да, я инспектор государственной инспекции безопасного дорожного движения. Государственные автоинспекторы - мужественные люди, которые несут свою службу и в жару и в холод. Они проверяют исправность автомашин, следят за соблюдением правил дорожного движения, первыми приходят на помощь пострадавшим в автомобильных авариях.

Ведущий: Ребята, посмотрите, кто в гости к нам пожаловал.

(Мальчик Максим)

Ведущий:

Подрастает наш Максимка

Максиму – пять лет

Скоро станет наш Максимка

Полноправный пешеход.

Нужно, чтобы знал Максимка

Правила движения

Нужно, чтобы знал Максимка

Все без исключения.

Максим: А зачем нужны правила дорожного движения?

Ведущий: Правила дорожного движения устанавливают порядок движения транспортных средств и пешеходов. Поможем Максимке, расскажем о правилах дорожного движения? (ответы детей)

Ведущий: И начнем мы с ……  А вот вы угадайте:

- Мчался транспорт, торопился,

А потом остановился,

Приглушил слегка мотор

Кто помог нам?                    (светофор)

Ведущий: Сколько сигналов у светофора? (3: красный – стоп, желтый – внимание, зеленый – движение разрешено).

Ведущий: Я предлагаю поиграть в игру «Светофор». Правила игры: автомобили двигаются по дороге, а я буду показывать им сигналы: Зеленый – шагаем по дороге; желтый – шагаем на месте; красный – стоим. Нарушители правопорядка на дороге штрафуются и удаляются из игры.

Ведущий: Максим, ты понял, зачем нам нужен светофор?

Максим поясняет.(Чтобы на дорогах был порядок)

Ведущий: Слушайте следующую загадку:

- Вдоль улиц и дорог

Солдатики стоят.

Мы с вами выполняем

Что нам они велят.                         (Дорожные знаки)

Ведущий: - а какие вы знаете знаки? (запрещающие, указательные, предупреждающие)

-  Пять разных человечков

Нам встречаются в пути.

А какой из них позволит

Нам дорогу перейти?

Человечки разные,

Синие да красные,

Треугольник, круг, квадрат

Вот они все подряд.

Игра «Выбери знаки» по 2 ребенка

(При подведении итгоа игры ведущий показывает дорожные знаки: "Пешеходный переход", "Подземный переход", "Осторожно, дети", "Движение пешеходам запрещено", "Дорожные работы" и другие).

Ведущий: Запоминай, Максим, дорожные знаки.

Ведущий: Следующая загадка

 - Дом по улице идет

На работу всех везет

Не на курьих тонких ножках

А в резиновых сапожках.                            (Автобус)

- Автобус - это какой вид транспорта? (пассажирский).

Ведущий: Вот, вы немного отдохнули, порезвились. А сейчас давайте вместе с Максимом вспомним сказки, сказочных героев и транспорт, на котором они передвигались.

- На чем ездил Емеля? (на печи)

- Любимый транспорт кота Леопольда (велосипед)

- Во что превратила тыкву фея для Золушки? (карета)

- На чем передвигается Баба Яга? (ступа, метла)

 

Ведущий: Молодцы, и сказки вы тоже знаете.

Игра малой подвижности «Цветные автомобили» со средней группой с родителями (Родители выполняют роль цветных гаражей).

 

- Сейчас мы поиграем, но эта игра с подвохом и чтобы не ошибиться, нужно быть предельно внимательным, так же как и на дороге.

Игра "Можно - нельзя"

- Идти толпой по дороге?

- Переходить дорогу на красный сигнал светофора?

- Уступать место старшим в автобусе?

- Играть около проезжей части?

- Уважать и знать правила дорожного движения?

Даниил:- Способ безопасный самый:

Перейти дорогу с мамой.

Уж она не подведет,

Нас за ручку доведет.

Но гораздо будет лучше,

Если нас она научит,

Как без бед и по уму, делать это самому.

 Вед.: - Предлагаю родителям поиграть в игру: «Вопрос – ответ»

1. Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар)

2. Где можно гулять детям? (во дворе)

3. Как должны дети себя вести в транспорте (не кричать, тихо)

4. Можно ли детям гулять на площадке одним? А ваши дети гуляют одни?

5. Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход) 

8. С кем  детям можно переходить дорогу? (с взрослыми)  А ваши дети всегда переходят дорогу правильно?

Ведущий: На дорогах знаков много,

Их вы, дети, должны знать

И все правила движения

Должны точно выполнять.

Ведущий: -  Мы совершили сегодня хорошее дело – научили Максима и вспомнили вместе с ним правила дорожного движения.

 

Максим: Взрослые все учат нас:

«Взгляд налево, взгляд направо!

Если нет машин вблизи,

То иди, не тормози!

Если же машина близко,

Стой, как во поле редиска!»

Входит Тигренок с забинтованной рукой.

Вед.: - Что случилось с тобой Тигренок?

Тигренок: -  Здравствуйте. Ребята! Я переходил улицу, в неположенном месте, и меня сбила машина.

Вед.: Ребята, подскажите, как не попасть в беду переходя улицу? (Идти по пешеходному переходу, идти на зеленый свет, переходя улицу с велосипедом нужно сойти  с него и катить велосипед рядом)

Тигренок: - спасибо, ребята! Я обязательно буду соблюдать правила дорожного движения! Угощайтесь гостинцами и не болейте! (Угощает сладостями)

Ведущий: - Желаем вам удачи на тротуарах и дорогах! Берегите себя и своих детей. Всего доброго!

Даниил:- Способ безопасный самый:

Перейти дорогу с мамой.

Уж она не подведет,

Нас за ручку доведет.

Но гораздо будет лучше,

Если нас она научит,

Как без бед и по уму, делать это самому.

Максим: Взрослые все учат нас:

«Взгляд налево, взгляд направо!

Если нет машин вблизи,

То иди, не тормози!

Если же машина близко,

Стой, как во поле редиска!»

 

 

1 ИЮНЯ "День защиты детей"

Цель: познакомить  детей с праздником «День защиты детей» 

Задачи:     

- продолжать развивать  творческое мышление, музыкальный слух и формировать эстетический вкус, 

- развивать умение театрализовывать песенный материал;

- продолжать развивать двигательную активность

Ведущий: Вот и наступило долгожданное лето. Ярко и тепло светит солнышко, расцвели цветы, дует тёплый ветерок, летают бабочки, жужжат пчёлы и жуки, стрекочут кузнечики, первый летний день совпадает с нашим общим праздником: "День защиты детей", назван этот день так, потому что в нашей стране все взрослые должны заботиться о своих детях, защищать их, оберегать, чтобы ваше детство было счастливым и беззаботным, чтобы игрушек было вдоволь, чтобы все вы могли учиться, постигать неизведанное, путешествовать по всему земному шару, побывать во всех странах ... и т.д (своими словами)...

Здравствуй, лето, здравствуй, лето!

Тёплым солнышком согреты загорелые ветра!

Здравствуй, лето, здравствуй, лето! Нашей радости пора.

Лето ходит за грибами, за черникою спешит,

Аппетитно вместе с нами сочным яблоком хрустит.

По дорожке, по тропинке лето в сказку нас ведёт.

И из солнечной корзинки всем улыбки раздаёт!

Песня «Одуванчик»

Появляется Тигрёнок Крош.

КРОШ: Здравствуйте, ребята, давайте знакомиться, меня зовут тигрёнок  Крош. Я очень люблю солнышко, лето и тепло, и еще я люблю петь, плясать, заниматься физкультурой, отгадывать загадки, вот поэтому пришел сегодня к вам, вы ведь тоже любите все, что люблю я. Давайте вместе сделаем весёлую зарядку, разомнёмся потанцуем. Вы ели манную кашу утром?  (ответы детей). Ну вот и танцуем вместе с кастрюлькой...

 

Проводится под музыку весёлая, шуточная, забавная зарядка.

«Манная каша», «У меня — у тебя» и пр.

Но я к вам пришел в гости не с пустыми руками, у меня для вас есть гостинцы (ищет по карманам, оглядывается по сторонам, не находит) Ой, наверно я их потерял. А если потерял, то наверное уже их не найти, они было в сундучке, и его могла украсть Баба Яга.

Ведущий: Не расстраивайся, Крош, мы тебе поможем. Давайте пройдём по тому же пути, которым шел ты к нам из джунглей и найдём твой сюрприз. А шёл ты по разным сказочным дорогам, дети, давайте отгадаем по каким сказкам шёл к нам на праздник Крош.

«Побежали по дорожке наши ножки»

Нет, что то не нашёлся твой сундучок, а может ты бродил по сказочным тропкам и дорожкам, так это значит, что мы должны пройти дорогами сказок...Ребята, помогаем отгадывать сказки в которых побывал Крош!

1. Жил-Был у бабы с дедом Колобок. Лежал он как-то раз на окошке. А тут Мышка бежала, хвостиком задела. Колобок упал и разбился. А тут вдруг прибежали семеро козлят, прибежали и всё съели, наелись и побежали они домой, а крошки то все рассыпали, налетели гуси-лебеди, стали крошки клевать, да из лужи запивать. Тут учёный Кот им и говорит: "Не пейте, а то козлятами станете"

Дети должны назвать сказки, которые здесь встретились, пытаются открыть первую сундучок, но он не открывается...

Ведущий: Крош, а может быть надо провести соревнование, может тогда сундучок откроется?

Соревнование по выбору педагога

Ведущий: Нет, никак не открывается, видно не по всем сказкам мы прошлись, слушайте все внимательно, идём дальше!

2. Жили-были три медведя... И была у них избушка лубяная, а еще была ледяная. Бежали мимо Мышка-норушка и Лягушка-квакушка, Зайка-побегайка. Увидели избушку и говорят: "Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам - передом. Стоит избушка и двигаться - то и не собирается. Решили они войти, подошли к двери.взялись за ручку: "Тянут-потянут, тянут - потянут - а вытянуть не могут. Видно лежит там Спящая красавица и ждёт, когда придёт Емеля и её поцелует, чтобы ото сна то её пробудить.

         Дети вновь должны назвать сказки, которые здесь встретились, пытаются открыть первую коробочку, но она опять не открывается...

Ведущий: Крош, а может быть еще посоревнуемся в силе и ловкости? 

Эстафета

Ведущий: Нет, никак не открывается, давайте еще сказки поотгадываем, может мы ещё не все сказки назвали, с которыми ты встретился на пути, слушайте, ребята,  внимательно помогаем Крошу

3. В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Царевна-Лягушка. Вот как то села она на Серого Волка и поехала искать пёрышко Финиста Ясно Сокола. Устал Волк, сел отдохнуть, а она ему и говорит: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок». А Волк как рассердился и говорит: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» Испугалась Лягушка, да как ударится о землю и превратилась в Тыкву!

 

Ведущий: Нет, никак не открывается,  а давайте потанцуем весёлый танец, может он поможет нам открыть коробочку с секретом?

Танцевальный номер

 Ведущий: Крош, смотри твой сундучок опять не открылся, а что же там лежит? А в нём точно есть твои сюрпризы?

Крош: Да точно... Ах, я вспомнил! Я ведь живу в густом непроходимом лесу, и мы должны с вами преодолеть все препятствия: и болото, и чащу, и речку переплыть... это последнее испытание будет самым трудным. Мы должны пройти через лес, в котором бушевал ураган. Он поломал деревья и кусты. В этом лесу протекает глубокая река, растут огромные деревья и колючие кустарники. Все эти препятствия нам нужно преодолеть. Не испугались? Все готовы к новым приключениям и трудностям? Взгляните, на мосту нас поджидает страшный волк, он не собирается пускать нас в лес!

Преодолев все препятствия, пролезают через обручи, проползают через дуги, пробегают между кеглями, проходят по тоненьким дощечкам.

Крош: Ой, а мы с вами пришли к моему домику, может я гостинцы в домике оставил,, (выносит из Теремка волшебный сундучок в нем конфеты, сладости.благодарит за помощь).

         Ну, что ж, друзья, теперь вы знаете путь к моему домику, приходите в гости, будем вместе веселиться, отгадывать загадки, дружить со всеми лесными жителями. Я всегда буду рад вас видеть.

         Под весёлую музыку дети пляшут и покидают зал.

ЗАДАЧИ В СТИХАХ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

С неба звездочка упала,

 В гости к детям забежала.

 Две кричат во след за ней:

 «Не забудь своих друзей!»

 Сколько ярких звезд пропало,

 С неба звездного упало?

 

В рыбьем царстве к осетру

Приплывают по утру

Три молоденькие щучки,

Чтоб ему почистить щечки,

А четыре чебака

Моют брюхо и бока.

Посчитай-ка, детвора,

Сколько слуг у осетра?

 

Шесть орешков мама-свинка

 Для детей несла в корзинке.

 Свинку ёжик повстречал

 И ещё четыре дал.

 Сколько орехов свинка

 Деткам принесла в корзинке?

 

Три зайчонка, пять ежат

 Ходят вместе в детский сад.

 Посчитать мы вас попросим,

 Сколько малышей в саду?

 

Пять пирожков лежало в миске.

 Два пирожка взяла Лариска,

 Еще один стащила киска.

 А сколько же осталось в миске?

 

У нашей кошки пять котят,

 В лукошке рядышком сидят.

 А у соседской кошки - три!

 Такие милые, смотри!

 Помогите сосчитать,

 Сколько будет три и пять?

 

Семь гусей пустились в путь.

 Два решили отдохнуть.

 Сколько их под облаками?

 Сосчитайте, дети, сами.

На забор взлетел петух,

 Повстречал ещё там двух.

 Сколько стало петухов?

 

Три цыпленка стоят

 На скорлупки глядят.

 Два яичка в гнезде

 У наседки лежат.

 Сосчитай поверней,

 Отвечай поскорей:

 Сколько будет цыплят

 У наседки моей?

 

 Шесть веселых медвежат

 За малиной в лес спешат

 Но один из них устал,

 А теперь ответ найди:

 Сколько мишек впереди?

 

Белка на елке грибочки сушила,

 Песенку пела и говорила:

 «Мне зимой не знать хлопот,

 Потому что есть грибок:

 Белый, рыжик, два масленка,

 Три веселеньких опенка.

 Подосиновик велик,

 Этим он и знаменит.

 А лисичек ровно шесть.

 Ты попробуй все их счесть!»

 

Мы с мамой в зоопарке были,

 Зверей с руки весь день кормили.

 Верблюда, зебру, кенгуру

 И длиннохвостую лису.

 Большого серого слона

 Увидеть я едва смогла.

 Скажите мне скорей, друзья,

 Каких зверей видала я?

 А если их вы счесть смогли,

 Вы просто чудо! Молодцы!

 

По тропинке вдоль кустов

 Шло одиннадцать хвостов.

 Сосчитать я также смог,

 Что шагало тридцать ног.

 Это вместе шли куда-то

 Петухи и поросята.

 А теперь вопрос таков:

 Сколько было петухов?

 И узнать я был бы рад

 Сколько было поросят?

 

Семь весёлых поросят

 У корытца в ряд стоят.

 Два ушли в кровать ложиться,

 Сколько свинок у корытца?

Четыре гусёнка и двое утят

 В озере плавают, громко кричат.

 А ну, посчитай поскорей -

 Сколько всего в воде малышей?

 

На базаре добрый ёжик

 Накупил семье сапожек.

 Сапожки по ножке - себе,

 Поменьше немного - жене.

 С пряжками - сыну,

 С застёжками - дочке.

 И всё уложил в мешочке.

 Сколько в семье у ёжика ножек?

 И сколько купили сапожек?

 

 Привела гусыня – мать

 Шесть детей на луг гулять.

 Все гусята, как клубочки,

 Три сынка, а сколько дочек?

 

Раз к зайчонку на обед

 Прискакал дружок-сосед.

 На пенёк зайчата сели

 И по пять морковок съели.

 Кто считать, ребята, ловок?

 Сколько съедено морковок?

 

Подарил утятам ёжик

 Восемь кожаных сапожек.

 Кто ответит из ребят,

 Сколько было всех утят?

 

Лось, кабан, лиса и кот.

 А последним встал медведь,

 Сколько всех зверей? Ответь!

 

Стала курица считать

 Маленьких цыпляток:

 Желтых пять и черных пять,

 А всего…

 

Лебеди у нас в пруду.

 Я поближе подойду:

 Трое черных, белых пять.

 Кто успел их сосчитать?

 Говорите поскорей,

 Сколько было лебедей?

 

.Восемь воробышек зерна клюют,

 Два осторожно на ветке снуют.

 Вдруг кошка придет

 И начнет куролесить.

 Сколько воробышек было?

 

Вышла курочка гулять.

 Забрала своих цыплят.

 Семь бежали впереди,

 Три осталось позади.

 Беспокоится их мать

 И не может сосчитать,

 Сколько было всех цыплят?

 

Мышки в норке не шумели.

 В лапки к кошке не хотели.

 Три тихонько грызли корку,

 Шесть затеяли уборку.

 Сколько мышек? Сосчитай!

 И ответ скорее дай!

 

В гости к зебре львы пришли

 И подарки принесли.

 Первый лев принес кокос,

 А второй их два принес.

 Чтоб сложить один плюс два,

 Третьего позвали льва.

 

Двое бурых медвежат

 Под кустом нашли ежат.

 Их там много – целых шесть,

 А колючек и не счесть.

 Больше нету никого.

 Сколько здесь зверят всего?

 26.У собаки пять щенков:

 Трое белые с боков

 И, как мама, чернолапы.

 Остальные, видно, в папу –

 Он весь рыжий. Кто готов

 Рыжих сосчитать щенков?

 

Конспекты занятий

1.Конспект занятия по развитию речи

«Стоит в поле теремок…»

/средняя группа/

Программное содержание:

1. Познакомить детей с загадками - рифмами.

2. Продолжать учить детей составлять загадки-описания и загадки-сравнения.

3. Словарная работа: активизировать в речи детей существительные: названия предметов посуды, детенышей животных, уточнить значение обобщающего слова «посуда».

4. Грамматика: закреплять использование детьми пространственных предлогов и наречий, упражнять в согласовании слов в предложениях.

5. Развивать выразительность речи, силу голоса.

Материал: шапочки-маски героев сказки «Теремок» по количеству детей, карточки с изображением героев сказки на одной стороне и схемы описания – на другой, обстановка внутри дома (стол, стулья, сундук, кровать, шкаф с посудой (буфет) и т.п.), корзина с фруктами и овощами (яблоко, груша, огурец, помидор, редис), игрушечная лягушка.

Ход занятия.

***Воспитатель собирает детей вокруг себя

Воспитатель показывает детям игрушечную лягушку: Посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Дети: Лягушка, лягушка-квакушка…

Воспитатель: Лягушка прискакала к нам из сказки. Как вы думаете, из какой?

Дети: «Теремок», «Рукавичка», «Разные колёса», «Кораблик» …

Воспитатель: Эта сказка про небольшой домик, в котором хотело поместиться множество разных животных.

Дети: Это - «Теремок».

Воспитатель: Правильно, наша гостья прискакала к нам из сказки «Теремок». Вспомним героев из этой сказки .

Дети: лягушка.мышка…

Воспитатель: посмотрите, лягушка принесла нам загадки…

Д/И «Доскажи словечко»

Цель: развивать чувство ритмы и рифмы, познакомить детей с загадками-рифмами.

Ход:

***Взрослый рассказывает загадку.а дети - договаривают в рифму последнее слово - отгадку. Отгадку-картинку воспитатель выставляет на наборное полотно.

Воспитатель: К кому прыгнет лягушка в руки, тот и договаривает отгадку загадки.

- Хитренько взглянула                                        -  На  лугу по кочкам

Хвостиком махнула                                                Прыгают листочки

И исчезла -чудеса                                                    Выпуклые глазки

Где ты, рыжая …лиса)                                            И кривые лапки

                                                                                  Только где же ушки

                                                                                  Кто это? …(лягушка)

 

- Ой, зайчишкам не до смеха                      - Ку-ка-ре-ку! - кричит он звонко

От его клыков и меха                                    Хлопает крыльями громко-громко

В зайцах с детства знает толк                       Курочек верный пастух

Злой, зубастый, серый … (волк)                   Как зовут его?… (петух)

 

- Кто большой и косолапый                          - Ночью ходит, днем он спит.

Мёд достал из улья лапой?                          Если сердится – ворчит.

Скушал сладость - и реветь                         Он живет в лесу дремучем,

Как зовут его? … (медведь)                        Сам он круглый и колючий.

                                                                        Угадайте, это кто ж?

- Кто по пальмам ловко скачет?                     Ну, конечно, это …. (еж)

Кто кокосы в листьях прячет?

Кто нам кинул 2 банана?

Догадались? (обезьяны).

 

***Воспитатель предлагает всем пройти на стулья

Воспитатель: Ребята, мы отгадывали загадки о животных. Все эти герои из сказки «Теремок»?

Дети: Нет, обезьяны не из этой сказки.

Воспитатель: Да, эти животные совсем из другой сказки.

А загадки вам понравились. Загадки были  похожи на стихи.

Воспитатель: Вы хотите поиграть в сказку «Теремок»?

***Дети соглашаются.

Воспитатель: Вспомните, что делали герои сказки?

Дети: Они хотели попасть в теремок, стучались в дверь.

Воспитатель: Кого из зверей не впустили в теремок?

Дети: В теремок не впустили медведя.

Воспитатель: Вспомните, что говорили герои сказки, когда стучались в дверь теремка?

Дети: Кто, кто в теремочке живет?

Воспитатель: Как будет просится лягушка в теремок. Послушайте меня…(образец взрослого). Маша, покажи, как будет прыгать лягушка, как она будет проситься в домик?

Воспитатель:  А как прибежит к домику мышка? (предлагает двум детям показать) Как они будут проситься в теремок тонким голосом?

Воспитатель: А медведь большой как подойдет к теремку (двум детям предлагает показать) Как он будет говорить грубым голосом?

***Вызванные дети выполняют задание.

 

Воспитатель: Я предлагаю вам взять  со стола по одной картинке с героем, которым вы будете. Составьте загадку, только не забудьте, что животное называть не надо. Мы должны сами догадаться, о ком вы рассказываете.

***Дети берут со стола картинки с изображением героев сказки «Теремок», составляют описательные загадки по схеме.

***Воспитатель после загадки ребенка забирает картинку и надевает шапочку.

 

Воспитатель: Приготовьте свои ушки, будем вместе сказку слушать. Слушать и рассказывать. Зрителям показывать.

- Стоит в поле теремок-теремок.

  Он не низок, не высок, не высок.

  Мимо мышка бежала….

 

Воспитатель: … В теремочек постучала.

 Ребенок-мышка выполняет движения (бежит, подбегает к теремку)

Ребенок- мышка стучит в дверь: Кто, кто в теремочке живет? …

***Дети под руководством воспитателя развертывают  театральный этюд

Воспитатель: Вот попали в теремок мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок – серый бочок. Стало им весело. И вдруг… В это время мимо теремочка шел медведь. Увидел домик, да как начал реветь.

Ребенок-медведь: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Д/И «Кто где спрятался?» (2-3 раза)

Цель: закреплять использование детьми пространственных предлогов и наречий, упражнять в согласовании слов в предложениях.

Ход:

Воспитатель: Испугались звери и спрятались

***Дети прячутся в пределах обстановки теремка.

Воспитатель: Куда спряталась мышка-норушка? (где сидит зайчик? возле чего сидит лягушка-квакушка? и т.д.).

***Дети отвечают, используя предлоги. Воспитатель поправляет их в случае неправильного употребления предлогов и ошибок в составлении предложений (дает правильный образец).

Воспитатель: Подойди,  мишка, посмотри, куда спрятался заяц…, лягушка…

 Воспитатель: Видит мишка, что звери его боятся. Загрустил. Одиноко ему одному: Не хотят его хозяева впустить,

Не хотят его обедом угостить.

Воспитатель: Жалко Мишеньку?

Дети: Жалко. Давайте впустим….

Воспитатель: Да, нужно впустить медведя. Пригласите его ласково в теремок.

Дети: Заходи к нам, Мишенька в теремок. Добро пожаловать, Мишутка. Милости просим в гости к нам!

Воспитатель: Но медведь не хочет заходить в теремок. Попробуем задобрить его словами. Расскажем, какой он. Если понравится Мишке ласковое слово, он сделает шаг к дому… И на каждое красивое слово он будет делать шаг. Будем называть слова до тех пор, пока медведь не попадет в теремок.

 

 

Д/И «Назови словечко»

Цель: активизировать в речи детей прилагательные.

Ход:

Воспитатель: Какой у нас Мишка?

Дети: Добрый…

Воспитатель: Понравилось Мишка, как тебя назвали? Тогда  подойди на шаг к дому…

***Дети по очереди называют слова о медведе (пушистый, косолапый, большой, лохматый, добрый, ласковый, сильный, заботливый), а ребенок-медведь на каждое слово делает шаг.

 

Воспитатель: Ну, раз в доме нашем гость, надо садиться за стол.

Воспитатель: А ты что это  принес в корзинке?

Ребенок-мишка: гостинцы - овощи и фрукты…

Воспитатель: (достает из корзинки огурец). Что это?

Дети: Это огурец.

Воспитатель: Расскажите, какой он.

Дети: Он зеленый, длинный, хрустящий…

Воспитатель: Зеленый, как…

Ребенок: Как крокодил, лягушка, кузнечик…

Воспитатель: Он длинный, как…

Дети: Как веревка, карандаш, палка…

Воспитатель: Он хрустящий, как…

Дети: Как капуста, сухарики, снег под ногами…

Воспитатель: Послушайте, получилась интересная загадка: Он растет на огороде. Хрустящий, как сухарик. Длинный, как карандаш. Зеленый, как лягушка.

Воспитатель: Давайте вместе придумаем загадку про… (достает яблоко). Какое оно?

Дети называют признаки (качества): круглое, красное, сладкое, сочное, растет на дереве. Воспитатель просит, сказать, что бывает таким же.

Воспитатель: Составим загадку про яблоко. Оно растет на дереве. Круглое, как мячик, сочное, как арбуз, красное, как солнышко.

 

Воспитатель: А теперь будем стол мы накрывать, да медведя угощать. Что поставим на стол? Какая посуда нам понадобиться для чаепития?

Дети: Чашки.

Воспитатель: Зайчик, принеси, пожалуйста, чашку.

Воспитатель: Чтобы чай был вкусный, надо бы сахару принести.  Во что насыпают  сахар?

Ребенок: В сахарницу. Я принесу сахарницу.

Воспитатель: А масло в чем хранится?

Ребенок: В масленке. Я принесу масленку.

Воспитатель: А конфеты куда мы положим?

Ребенок: В конфетницу…

Воспитатель: Мишка, наверно, любит чай с молоком. Во что мы его нальем?

Ребенок: в молочницу.

***Воспитатель уточняет назначение  предметов посуды.

Воспитатель: Мы поставили на стол и чашки, и блюдца, молочник, чайник. Как это можно назвать одним словом?

Дети: Посуда.

Занятие заканчивается сюжетно-ролевой игрой «Чаепитие».

Экспериментальная деятельность с детьми

Опыты с почвой и ветром

Опыт №1

Цель опыта: Показать, что в почве есть воздух.

Содержание опыта: Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве — обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Опыт №2

Цель опыта: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Содержание опыта: Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать.Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Опыт №3

Содержание опыта: Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.) Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит».

Опыт № 4

Содержание опыта: Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива.

Опыт № 5

Содержание опыта: Подвести детей к пониманию и значению свойств рассеянного песка.

Разровнять площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпать песок через сито. Погрузить без надавливали? в песок карандаш. Положить на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратить внимание на глубину следа, оставшегося на … песке от предмета. А теперь встряхнуть лоток. Проделать с ключом и карандашом аналогичные действия. В набранный песок, карандаш погрузиться примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливые на набросанном песке, чем на рассеянном.

Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

Опыт № 6

Содержание опыта: Подвести детей к пониманию и значению свойств мокрого песка Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом

Опыт № 7

Содержание опыта: Показать детям водопроницаемость песка и водопроницаемость глины. Подготовить две банки: одну- с песком, другую — с глиной. Налить в банки одинаковое количество воды. Выяснить, почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину.

Опыт № 8

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра — движения воздуха. Для его проведения вам понадобится две свечи. Проводить исследование нужно в холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи (не забываете о безопасности!) Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда «наклоняется» пламя свечей (пламя нижней направлено внутрь комнаты, верхней — наружу). Почему так происходит? У нас в комнате такой теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый (ведь он замерз), поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он входит к нам в комнату — сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется теплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу — холодным (он ползет на встречу с нами). Получается, что «один» воздух, теплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползет «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер — это движение воздуха.

Опыт № 9

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра- движения воздуха. Прикрепите над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Выслушайте предположения детей, что будет с этими полосками, когда вы откроете форточку. Будут ли они двигаться? Пусть ребята потрогают батареи, чтобы удостовериться, что они теплые. Какой воздух над батареями — теплый или холодный? Мы уже знаем, что теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы (можно его позвать). Холодный воздух их форточки будет спускаться вниз (к батарее, чтобы погреться), а теплый, от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставляет двигаться полоски бумаги.

Опыт № 10

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра. Опустите парусные кораблики (хорошо, если паруса у них разноцветные) на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер*очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (все это дети могут продемонстрировать)

Опыт № 11

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра. Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Можно взять и настоящие веера, которые вы, например, приготовили для костюмированных танцев. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер — это движение воздуха (старайтесь, чтобы во время опытов дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь вы уже обсуждали вопрос о том, откуда берется ветер)

Опыт № 12

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра. А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем мы заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором) Хорошо показать картинки с изображением женщин в костюмах прошлого века, с веером.

Опыты с водой

Опыт №1

Содержание опыта:

1 .Подвести детей к пониманию и значению для всего живого воды и воздуха.

2. Закрепление и обобщение знаний о воде, воздухе.

Взять глубокий лоток любой формы. Собрать детей вокруг стола и приготовить почву: песок, глина, перегнившие листья. Хорошо бы поместить туда дождевых червей. Затем посадить туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полить водой и поставить в теплое место. Вместе с детьми ухаживать за посевом, и через некоторое время появится росток.

Опыт №2

Содержание опыта:

1. Показать детям, что вода не имеет формы. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Показать это детям, налив ее в сосуды разной формы. Вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи.

Опыт №3

Содержание опыта:

1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса. Вода не имеет вкуса. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой — сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Опыт № 4

Содержание опыта:

1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет цвета. Вода не имеет цвета.

Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Опыт № 5

Содержание опыта:

1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет запаха. Вода не имеет запаха. Спросите у детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли).

Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Опыт № 6

Содержание опыта

1. Подвести детей к пониманию и значению животворное свойство воды. Животворное свойство воды. Заранее срежьте веточку быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно их важных свойств воды — давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время и они оживут.

Опыт № 7

Содержание опыта:

1. Подвести детей к пониманию испарения воды. Вскипятите воду, накройте сосуд

крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

Опыт № 8

Содержание опыта:

Подвести детей к пониманию поверхностного натяжения. Баночка доверху наполнена водой. Что произойдет, если в баночку осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды, вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность немного изогнется.

Опыт № 9

Содержание опыта

1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах). Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причины замерзания воды.

Опыт № 10

Содержание опыта

1. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла. Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке.

Опыт № 11

Содержание опыта «Лед — это твердая вода».

Если опыт проводится зимой, предложите детям еще во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Вспомните опыт по предыдущей теме. Возьмите одну большую сосульку (один большой кубик льда) и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее — большой или маленький.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда полностью растают за разные промежутки времени.

Таким же образом проследите за таянием снега. Вывод: лед, снег — это тоже вода.

Опыт № 12

Содержание опыта «Лед легче воды».

Пусть дети выскажут свои предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится? Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Лед плавает в воде. Скажите детям, что он легче воды, поэтому и не тонет. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним затем произойдет.

Опыт № 13

Содержание опыта «Пар — это тоже вода».

Для того чтобы показать детям еще одно состояние воды, возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар — это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Если нет под рукой термоса, возьмите электрочайник или кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

Опыт № 14

Содержание опыта «Вода — жидкая, может течь».

Дайте детям два стаканчика: один — с водой, другой — пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… (дети определяют) жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… (ответ детей) густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Опыт № 15

Содержание опыта «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются».

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

На дно аквариума мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Дети отмечали, что в этом случае он растворился бы воде и тогда на дно реки нельзя было бы встать.) Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

Опыт № 16

Содержание опыта «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры (горячую воду вы им уже показывали, когда изучали пар). Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком — самая теплая (естественно, при этом необходимо соблюдать правила безопасности). Если дети уже знакомы с принципом действия термометра, измеряйте вместе с ними температуру воды в разных стаканчиках.

Можно продолжить предыдущий опыт (№ 8), сравнив температуру воды до того, как в нее положили лед, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

Подчеркните, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой — и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие — только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали — теплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных — в теплых морях или в холодных? В холодных морях и реках живет меньше разных животных.

В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар. Как дети думают, может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть — например, некоторые водоросли.

Важно, чтобы дошкольники поняли, что в водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Опыт № 17

Содержание опыта «Вода не имеет формы».

Предложите детям рассмотреть кубик льда (напомните, что лед — это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.

Опыт № 18

Содержание опыта

1. Подвести детей к пониманию и значению воздуха Воздух нам необходим, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Берем стакан с водой, вставив соломинку и выдыхаем воздух. В стакане появляются пузырьки.

Опыт № 19

Содержание опыта

1. Подвести детей к пониманию и значению воздуха. Сделайте маленький парашют. Покажите, что, когда парашют опускается, воздух под ним распирает купол, поддержав его, поэтому снижение происходит плавно.

Опыт № 20

Содержание опыта 1. Подвести детей к пониманию характеристик воздуха. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Опыт № 21

Содержание опыта:

Подвести детей к пониманию веса воздуха Воздух имеет вес. Положите на чаши весов надутый и не надутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит

Опыт № 22

Содержание опыта:

Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем, поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится так как воздух при охлаждении сжимается.

Опыты с магнитом и солнечным светом.

Опыт №1

Содержание опыта

1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. Оборудование: таз, до краев наполненный водой, зеркальце, установленное в воде под углом 25 градусов; источник света (солнце или настольная лампа)

В солнечный день поставьте около окна таз с водой и опустите в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке, так как угол между ним и поверхностью воды должен составлять 25 градусов. Если зеркальце «поймает» луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникнет радуга.

Этот опыт можно провести и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа. Спектр получится в затемненном помещении.

Опыт №2

Содержание опыта

Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.

Оборудование: трехгранная прозрачная призма. Если рассматривать сквозь призму предметы белого цвета, они будут выглядеть цветными.

С помощью призмы можно получить изображение радуги на стене.

Опыт №3

Содержание опыта

1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. Оборудование: тарелка с водой, лак для ногтей, «удочка» для пленки. Капните в воду каплю лака. На поверхности воды образуется тонкая пленка. Ее нужно аккуратно снять при помощи специального приспособления — «удочки». Пленка лака будет играть всеми цветами, напоминая крылья стрекозы. Луч белого света, попадая на тонкую пленку, частично отражается от нее, а частично проходит вглубь, отражаясь от ее внутренней поверхности.

Опыт № 4

Содержание опыта

1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. Оборудование: лист бумаги, хрустальный бокал.

Поставьте хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попробуйте поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.

Опыт № 5

Содержание опыта

1. Подвести детей к пониманию как образуется радуга. Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стенку. Поворачивайте зеркало до тех пор пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы разлагающей свет на его составляющее. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «ра-ду-га»? Какая она? Покажите Радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

Опыт № 6

Содержание опыта

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) — рукавичка перестает быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.

Опыт № 7

Содержание опыта

Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. Взрослый ставит перед детьми задачу: определить, как будут вести себя два магнита, если их поднести друг к другу. Предположения проверяют, поднося один магнит к другому, подвешенному на нитке (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся; магниты могут притянуться или оттолкнуться, в зависимости от того, какими полюсами подносить их друг к другу).

Опыт № 8

Содержание опыта

Выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества. Взрослый предлагает выяснить, могут ли магнитные силы действовать на расстоянии, как проверить (медленно поднести магнит и наблюдать за предметом; действие магнита прекращается на большом расстоянии). Уточняют, могут ли магнитные силы проходить через разные материалы, что для этого надо сделать (положить с одной стороны предмет, с другой — магнит и перемещать его). Выбирают любой материал, проверяют действие магнитных сил через него; накрывают мелкие предметы чем-нибудь, подносят магнит, приподнимают его; насыпают мелкие предметы на исследуемый материал и снизу подносят магнит. Делают вывод: магнитные силы проходят через многие материалы. Взрослый предлагает детям подумать, как найти потерянные часы в песке на пляже, иголку на полу. Предположения детей проверяют: поместив в песок мелкие предметы, подносят к песку магнит.

Опыт № 9

Содержание опыта

Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту. Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит (некоторые из них притянутся к магниту). Взрослый предлагает детям отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал (металлы) и проверяя их взаимодействие с магнитом. Проверяют, все ли металлы притягиваются магнитом (не все; медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются).

Опыт № 10

Содержание опыта

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее самолетик, подвязывает его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет с металлической пластиной, подвешивает его и, поднося «волшебную» рукавичку, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магнитом, значит в нем есть металл. Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться. Определяют, почему это произошло (внутри должно быть что-то металлическое, иначе рукавичка не будет действовать). Потом взрослый «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям подумать, как достать ее, не замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).

Опыт № 11

Содержание опыта

Определить способность металлических предметов намагничиваться Взрослый предлагает детям поднести магнит к скрепке, рассказать, что с ней произошло (притянулась), почему (на нее действуют магнитные силы). Осторожно поднести скрепку к более мелким металлическим предметам, выяснить, что с ними происходит (они притянулись к скрепке), почему (скрепка стала «магнитной»). Осторожно отсоединяют первую скрепку от магнита, вторая держится, выясняют почему (скрепка намагнитилась). Дети составляют цепочку из мелких предметов, осторожно поднося их по одному к ранее намагниченному предмету.

Опыт № 12

Содержание опыта

Показать магнитное поле вокруг магнитов. Дети накрывают магниты картоном, подносят скрепки. Выясняют, как действует магнит: он приводит в движение скрепки, они двигаются под действием магнитных сил. Определяют расстояние, на котором скрепка начинает притягиваться к магниту, медленно, издалека подводя скрепку к магниту. С небольшой высоты медленно насыпают металлические опилки. Рассматривают полученные «магнитные» рисунки, которые располагаются больше у полюсов и расходятся посередине. Дети выясняют, что сочетанием нескольких магнитов можно «нарисовать» интересную «магнитную» картину.

Опыт № 13

Содержание опыта

Выявить действия магнитных сил Земли. Взрослый спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как металлическая). Проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное. Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту. Дети смазывают намагниченную иголку жиром, аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан (иголка возвращается в исходное положение). Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.

Опыт № 14

Содержание опыта

Понимать, что полярное сияние проявление магнитных сил Земли Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15 см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита). Взрослый поясняет, что так же действуют магнитные силы Земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Дети вместе со взрослым наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару (кусочки бумаги — частицы солнечного ветра, шар — Земля).

Прикрепленные файлы: